На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Galina

7 подписчиков

Текст семинара, который был прочитан сегодня 29.11.09 в клубе Восточный стиль. часть 2

Остановка ума

Ключевым понятием в йоге является состояние ЧИТТА-ВРИТТИ-НИРОДХА т.е. остановка разума: (ниродха) – это управление течением,  (вритти) – мыслей, и (читта) - в уме. По мере очистки сознания от произвольной ментальной активности, от спонтанного мыслительного мусора появляется в асане «текучесть» и прирост гибкости.

Йога сутры (одно из ведических писаний) определяет йогу как временное торможение физической, ментальной и эмоциональной активности. Когда удается удерживать асану без усилия, тогда удается добиться необходимого сосредоточения. При выполнении асаны следует снимать естественное телесное напряжение. Истинная концентрация ума может возникнуть лишь в ненапряженном теле и сознании. Казалось бы, как выполнять асаны без старания и усилий? Физическая нагрузка, конечно, присутствует, но интересен факт, что физическая нагрузка при сохранении ментальной релаксации вызывает особое состояние психики, сходное с эффектом (ЛЭС) лечебной электро-стимуляции. (Например, наоборот, сверх-усилия в тренажерном зале после окончания напряженного трудового дня могут привести только к усугублению внутреннего напряжения, вплоть до депрессивных состояний).

Как же научиться управлять вниманием для достижения состояния молчания ума?

1 этап Для нас это просто сосредоточение на процессах происходящих с телом и на ритмичности дыхания. Тут полезным бывает закрывать по возможности глаза. Мы пытаемся осознанно расслаблять различные мышцы. Проблема первого этапа в том, что к-л участок тела расслабить удается только пока там находится внимание. Внимание уходит и напряжение возвращается.

2 этап Когда позы освоены, ощущения растворяются, сознание превращается в своеобразный экран, на котором высвечивается все тело целиком, и уже не требуется точечная концентрация. Асану не надо делать, в ней нужно просто быть! В асане появляется легкая улыбка. Известно, что улыбка задействует только 17 мышц, когда же лицо напряжено, их работает более 40.

3 этап Это называется самьяма. Минимальное количество усилий и задействованных мышц в асане, пустотность сознания, легкость дыхания и едва слишимая работа сердца. Гибкость формы приростает до физиологических пределов конкретного человека. (В йоге 23 это соответствует стадии, когда практикующий отказывается от дыхания под метроном – но это очень далеко, сначала практикующий проходит через коридор ритмизированной пранаямы в асане).

Вот что А.Сидерский в своей обычной шутливой манере пишет по этому поводу: «Предельно глубокий вход в форму в фигурах и свободное дыхание в них используются тогда, когда формы полностью освоены, тело основательно подготовлено многолетней практикой к такого рода испытаниям и вы способны В ФАЗЕ ФИКСАЦИИ дышать по схеме растворяющегося дыхания (кевала-кумбхака). Т.е. дыхание периодически само просто замирает. Если попытаться сделать это невовремя - до того, как Вы "пройдете сквозь коридор" ритмизированной пранаямы в асане - кирдык с радостным визгом откроет свой всепогодный демисезон охоты за Вами...    Подавляющее большинство "йогических травм" обусловлены не чрезмерной старательностью адептов и даже не тем, что они делают противопоказанные им упражнения, а тем, что они неправильно дышат в асанах.»

Вода камень точит, нужно просто практиковать и уметь ждать.

Грамотно выполняя йогу, человек обретает возможность правильно инициировать желательное развитие событий, в  связи с тем, что научается отключаться от внешних давлений среды на свой внутренний мир. Человек естественным образом отказывается от того, что для него вредно, пропадет  стремление к низменным, тамастичным способам самоудовлетворения и развлечения.  Как только в результате регулярной практики асан ментальная суета начинает затихать запускаются процессы внутрисистемного ремонта, устраняющие функциональные дефекты на всех уровнях организации.

Из потока обыденности мы, практикуя йогу, выпадаем в особый режим функционирования тела и психики, постепенно сливая социальную активность и практику в единый процесс. Регулярная практика асан в состоянии ЧВН восстанавливает психику намного эффективнее, нежели привычные формы отдыха. На сегодня, по мнению многих мастеров самосовершенствование м.б. реализовано в гуще социума, монастыри и ашрамы на сегодня мало полезны современному человеку, т.к. нет такого места на земле, куда можно убежать от себя.

Гибкость без травм

Основа йоги - глубокое расслабление, неизвестное европейцам, именно оно дается сложнее всего. Между последовательностями и потоками в системе Й23 даются длительные промежуточные расслабления, дающие телу и уму отдых, достаточные для восстановления сил. По мере продвижения в сложности асан отдых даже увеличивается.

Чем качественнее расслаблена не вовлеченная в сохранение данной позы мышечная периферия, тем сильнее работает именно то, что нагружено, там самым шаг за шагом развивается огромная физическая сила. Один из секретов хатха-йоги заключен в точечной фокусировке усилий и способности долго сохранять ее без утраты общей релаксации.

Попробуем разобрать на примере какой-либо асаны на гибкость процесс входа в асану. Например пашимоттанасана - очень часто мы ее выполняем подолгу или падангуштасана в супта вираснане. Мы садимся на коврик, вытягиваем вперед прямые в коленях ноги, закрываем глаза, кладем руки на пол, полностью расслабляем тело от таза и выше, сохраняя спину без особых стараний относительно прямой. Скоро где-то, неважно где – в пояснице, спине, под коленями, в суставах бедер – появляется локальное ощущение, это обозначился рубеж, на котором надо остановиться. В неподвижности растворяем эти ощущения без остатка, осознанно расслабляем эти участки. Самопроизвольное «падение» туловища к ногам продолжается. Затем ощущение может возникнут снова, там же или в новом месте, значит снова остановка, ожидание, растворение – и тело стекает до нового предела. И такое ступенчатое движение продолжается до тех пор, пока мы не выберем весь имеющийся на сегодня резерв формы.

Боль  - это сигнал микротравмы на суставной сумке, в мышце, сухожилии. После травмы на его месте остается след – микрошрам. Если систематически заниматься с болью, возникает область, пораженная рубцовой тканью. При критическом уровне повреждения эта зона может воспаляться. И еще мышца с рубцами конечно удлиняется, но теряет свою эластичность. При правильном ступенчатом подходе организм сам наращивает длину мышцы, сохраняя при этом ее эластичность.

С травмой, полученной в результате практики следует вести себя грамотно. Асану, повредившую Вас не следует делать с полной нагрузкой или вообще не делать столько же времени от момента как она перестала беспокоить, сколько прошло от травмы до момента, когда болевые ощущения прошли, поскольку исчезновение боли еще не окончательный признак выздоровления.

Изменить себя.

Если мы решили заняться йогой, то наверняка для того, чтобы как то себя изменить. Но изменить себя можно по 3-ем сценариям:

1)      Способ – простой и формальный: осознав свои вредные привычки, я волевым усилием от них отказываюсь. (Вопрос - кому это удавалось?)

2)      Способ – я добавляю в свою жизнь нечто новое и полезное, но требующее усилий. Это уже сложнее. Если в первом случае отказ пассивно напрягает систему, то во втором есть риск перебрать с количеством пользы. Кроме того ведется борьба со стереотипами, а это почти безнадежно. Все знают, что привычка – это страшная сила. Оба эти методы  можно описать так: я решаю свои проблемы на том же уровне сознания, на котором я их создал. Это тупик.

3)      Йога реализует спонтанную оптимизацию жизни и судьбы – следствие сжигания самскар.  (Самска́ра — (на санскрите) бессознательные впечатления. Происходит от 'сам' — сумма и 'каара'- творец, делатель. Дословно означает «сумма сделанного делателем» или место хранения кармы. Наше «Я» не вмешивается в этот процесс и психосоматика получает как бы «зеленую улицу» для самоочистки и самонастройки. Йога просто создает благоприятные условия для развития.

А.Сидерский, мастер с более чем 30-ти летним стажем, утверждает, что каждая асана несет свой информационный код и при условии ментального расслабления этот код влияет на нашу жизнь, как бы прописываясь на тонкие уровни подсознания. Недаром высшей ступенью йоги считается так называемый свободный поток, когда тело мастера под управлением глубинных подсознательных процессов основанных на большом практическом опыте само подсказывает, какую асану и на какой промежуток времени занять. Что же говорить о последовательностях асан разработанных фитнес инструкторами, коих тысячи по стране. Слава богу, если они принесут пользу хотя бы телу, о информационной наполненности практики там речь не идет.  К  системе построения последовательностей обладающих максимальной энерго-информационной насыщенностью А.Сидерский шел 30 лет (и тут речь не идет о придумывании асан). Думается, что польза от разработанных мастером потоков и последовательностей очевидна по сравнению с фитнес программами абсолютного большинства йога-инструкторов. Также в системе йоги 23 есть техники, напрямую работающие с гармонизацией нашего намерения с  намерениями вселенной, комплекс этот называется Zero.

Замечательно сказал Кастанеда: «Я убедился на собственном опыте, что очень немногие хотят даже слышать, а тем более действовать в соответствии с тем, что они услышали. А из горстки тех, кто захочет действовать, лишь единицы имеют столько личной силы, чтобы извлечь пользу из этого. Так что в итоге всякая секретность не нужна.» Так что нет тайн в йоге, есть только настойчивость в практике.

Еще один из примеров так называемой тайности йогических техник. Многие наверняка слышали про мантра-медитации и маха-мантру «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Эта величайшая из всех мантр  была секретной вплоть до 15 века. Повторять ее могли только кастовые браманы в особые дни погрузившись по грудь в священную Гангу. В 15 веке в Индии родился необыкновенный ребенок, который переставал плакать в колыбели только когда его мать или окружающие начинали петь эту мантру. Это был Чайтанья махапрабу, поныне почитаемый в Индии как один из воплощений Господа. Он открыл эту мантру для всех людей. Сегодня ее знает любой мальчишка в Индии и даже многие из европейцев, но только единицы, понимают ее великию силу и практикуют ее в мантра медитации, хотя эта мантра обладает величайшей силой. Она обращается к самой личности Бога по имени и вызывает присутствие самого Бога в том месте, где она произносится.  

Картина дня

наверх