На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Galina

7 подписчиков

Занятие, проведенное в школе преподавателей йоги Сентябрь 2010_1 часть

 

Итак, что же можно рассказать о преподавании йоги вообще и йоги 23 в частности? Согласно Патанджали, Йога – это способность управлять поведением ума. Самая наивысшая степень мастерства в йоге соответственно – это способность управлять эмоциями, мыслями, и как следствие физиологией тела. Вот собственно и вся йога. Но контролировать ум в обычной жизни нам мешает наличие так называемого «белого шума» – непрерывного, хаотичного эмоционально-мыслительного процесса в голове. И эта помеха практически непреодолима. При отсутствии контроля ума человек не способен воспринимать самого себя, а за себя принимает этот мыслительный мусор. Так из мыслительной суеты у человека рождаются  мотивации «Я хочу!». Хотя на самом деле «хочет» вовсе не Я, а хочет побуждаемое гормонами тело. Как же нам начать хоть немного двигаться в направлении самоосознания и отрешенности, т.е. научиться смотреть на себя и «свои» желания  как бы со стороны? Патанджали описывает технику достижения состояния отрешенности как : «повторяющееся стремление в сочетании с длительным напряжением, осуществляемым регулярно и настойчиво в течении долгого времени.» (гл.1 сутры 13,14) Вот он собственно говоря ключ к понятию йоги.

По своему воздействию на тело статическая тренировка отличается от динамической техники тем, что заметно увеличивает силу без большого прироста мышечной массы – за счет изменения качества мышц. Но особо важно в изометрической тренировке – особенная проработка и укрепление сухожилий, что обычно и ограничивает силовые возможности человека, и это гораздо важнее мышечной силы. Обычно мышцы могут развивать гораздо большие усилия, но в сухожилиях зашит механизм, похожий на предохранитель, он нас и ограничивает.

Но и это не самое интересное в йогической тренировке, а то, что после продолжительной фиксации  статического напряжения ум сам собой делается «пустым». Мозг сам выключает паразитные процессы в голове, те что не нужны, но энергию потребляют. Так йога борется с суетой ума, достигается состояние отрешенности и в итоге контроль над желаниями. Но суета в уме вскоре снова восстанавливается, где же выход? А тут приходит в помощь продолжение определения Патанджали, тренировки д.б. «регулярными, настойчивыми  и длительный период времени». Так ум помаленьку переходит под наш контроль и работает эффективнее.

Для того, чтобы устранить перенапряжение мышц в йоге практикуется промежуточные стадии расслабления. Так же для расслабления мышцы -  требуется мышцы периодически растягивать, но не в коем случае не динамически, а плавно, с длительной фиксацией. Контроль и плавность такого движения легче всего достичь за счет медленного плавного и очень ровного дыхания. 

Все вышеописанное гармоничным образом присутствует в йоге 23, системе, разработанной Андреем Сидерским для корректного,  постепенного и эффективного входа в практику хатха йоги. И методическая система получилась достаточно удачной. Методика изначально сформировалась из 23 наборов основных упражнений состоящих из примерно 500 асан и она получила условное название йога 23. 23 набора упражнений позволяют построить различные тренировочные программы, как индивидуальные, так и групповые для разных условий. И все эти программы м.б. оптимизированы для того человека, для которого они на сегодня нужны. Все асаны, которые используются в йоге 23 выбирались из того общего набора асан, который сформировался тысячелетиями практики, поэтому можно сказать, что йога в принципе везде одна, разные лишь методики обучения, и методики могут быть эффективными или не очень. И это логично, что методика, которая была актуальна 2000 лет назад в тропической Индии вряд ли может быть применена для современного европейца. Хотя бы учтите тот факт, что любой индус всю жизнь сидит со скрещенными ногами, а европейцы часто не могут сесть на пол даже с вытянутыми вперед ногами. Поэтому для нас с вами эта методика освоения асан д.б. адаптирована, чтобы исключить наиболее типичные “йогические” проблемы: травмы коленных суставов, травмы крестцово-поясничной области и шейного отдела позвоночника.

При составлении методической базы Y23 из общего набора техник были исключены упражнения, действие которых на опорно-двигательный аппарат современного европейца является, безусловно, разрушительным, были также удалены техники, обладающие невысокой эффективностью. Тренировочная программа, составлена из достаточно большого количества асан, выполняющихся в разных режимах с различными ритмами дыхания, что, безусловно, увеличивает их эффективность.  Система освоения практик хатха-йоги разбита на 5 уровней (стадий) и на первой даются базовые, простые упражнения и техники и в дальнейшем по мере практики сложность их увеличивается, пока уровень практики не становится достаточно серьезным. Но главное происходит это плавно и без негативных последствий для практикующих.

Упражнения на гибкость и растяжку в Y23 включаются в тренировки только в программах второй стадии – после того, как тело практикующего как следует к ним подготовлено практикой самых простых упражнений первой стадии методики. Основная задача упражнений первой стадии – укрепить мышечно-сухожильные комплексы опорно-двигательного аппарата, укрепить глубокие мышцы, поддерживающие внутренние органы, восстановить и укрепить мышечный корсет позвоночника, который у подавляющего большинства людей, к сожалению, находится в катастрофическом состоянии. На первой стадии так называемым растяжкам не отводится очень много внимания. На продвинутых же уровнях практики разницы между тем, что делают индийские йоги и европейские мастера уже нет.

Такие традиционные упражнения, как “поза лотоса” и стойка на голове вводятся в практику только на четвертой стадии – тогда, когда тело проработано настолько, что эти упражнения уже не могут его травмировать. Вообще бытует предвзятое мнение, что йога – это растяжка, но это совсем не так, йога, это набор техник, позволяющих через воздействие на нейро-эндокринную систему и через определенные режимы дыхания менять состояние тела и воздействовать на ум с целью добиться его контроля. А кому какие упражнения больше подходят на сегодняшнем этапе практики – растяжка или силовая статика, зависит от состояния тела, психики и целей человека. И чем хороша система, йоги 23, она позволяет достаточно гибко, используя эти 23 набора тренировочных техник, выстраивать персональную практику и практику для определенных групп людей.

Ведь контроль ума ради просто контроля и асаны ради гибкости и силы не имеют смысла, все мы проживаем свою жизнь, и именно для того чтобы быть в ней более эффективным и прожить ее с большей осознанностью нам и нужна такая практика. Йога учит нас контролировать себя, и это мы используем в обычной жизни.

Еще важна энергетическая наполненность йогических фигур, это их отличает от гимнастики. Для того, чтобы практикующему было легче понять эту составляющую йоги в практику вводятся динамические комплексы, заимствованные из практики цигун. Цигун, как практика управления энергией, позволяет использовать навыки по управлению энергией в асане. К тому же динамический цигун не позволяет лимфе застаиваться в теле, что, безусловно, прекрасно дополняет статический тренинг.

                                                             ***

Очень важно дыхание во время практики, я бы сказала, что это ее основа. Йога сутры Патанджали опять же говорят нам (шлока 49 гл2) «при нахождении в асане практикуется пранаяма, т.е. регулирование дыхания, вплоть до его остановки».  В продвинутом варианте сам практикующий решает как ему дышать, где делать задержки, как управлять бандхами, но это сложные вещи, а на начальном этапе нужно научить тело дисциплинировано дышать и двигаться не сбивая дыхания. Поэтому все техники начального уровня базируются на ритмическом дыхании. Что такое  ритмичное дыхание – естественно отсчитывается темп (52 и др.)и ритм (4-1-4-1), как в музыке, для чего используется метроном. И вот определенное количество ритмичных ударов отводится под вдох и определенное под выдох. В начальной стадии практики это 4 удара метронома вдох, 1 удар пауза, 4 удара метронома выдох, 1 удар пауза. Т.е. медленный плавный вдох, на счет от 1 до 4, потом 1 удар пауза и так же выдох плавный и в конце выдоха пауза. Пауза, это не задержка дыхания с перекрыванием голосовой щели, это плавный переход от вдоха к выдоху и от выдоха к вдоху. Т.о. всего на 1 дыхание отводится 10 ударов метронома.


 

Картина дня

наверх